Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 

164

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО — ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПСИХОЛОГИИ. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАНИЦ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА

 

Valle R., Hailing S. (eds.) Existential-phenomenological perspectives in psychology. Exploring the breadth of human experience. With a special section on transpersonal psychology. N.Y.: Plenum press, 1989. XIX+355 p.

 

Настоящий том является значительно обновленным и расширенным изданием книги «Экзистенциально-феноменологические альтернативы в психологии», опубликованной в 1978 г. (12 из 20 глав данной книги написаны заново, остальные существенно переработаны). Цель авторов данного издания — дать целостное и в то же время доступное представление об экзистенциально-феноменологическом подходе (ЭФП) к широкому кругу психологических проблем. С точки зрения полноты освещения указанного подхода книга Р. Волли и С. Холлинга является уникальным источником в англоязычной литературе.

До недавнего времени ЭФП не имел серьезного влияния в связи с господством в западной психологии позитивистски ориентированных теорий. Однако начиная с 1978 г. это направление получило определенное признание в широких психологических кругах. В подтверждение достаточно сказать, что вопросы, поднимаемые в ЭФП, получают свое освещение на страницах такого авторитетного научного журнала, как «Американский психолог», или что только в Северной Америке по этой тематике издается четыре специальных журнала. Дискуссии по ЭФП представлены в качестве обязательного раздела программ в учебных курсах по общей, аномальной, социальной и возрастной психологии.

Книга состоит из шести разделов по три главы в каждом, введения и заключения. В ней содержится истолкование основных понятий ЭФП, указание имен и вклада ее главных представителей, а также обширная библиография, В первом, вводном, разделе представлены основные проблемы и понятия ЭФП. Его представители видят свою центральную задачу в том, чтобы «проложить путь к более глубокому и полному пониманию человеческого существования, пониманию себя и других людей» (с. 16). Излагая основные теоретические идеи данного подхода, Р. Волли, М. Кинг и С. Холдинг уделяют особое внимание исходной парадигме «человек — мир», в которой оба компонента существуют не отдельно друг от друга, но находится в отношениях взаимной детерминации тесных диалогических связей. Раскрытие этой идеи проводится авторами путем ее прямого противопоставления основам естественнонаучной психологии. Авторы резко критикуют методологические основания последней, противоречия и трудности ее современного этапа, что позволяет читателю полнее ощутить специфику ЭФП. Кроме того, начальные главы книги достаточно ясно показывают связи современных исследований в области ЭФП с работами их идейных предшественников — Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, М. Марло-Понти, Дж. Марселя и др.

Глава 3 (Д. Полкингхорн) знакомит с разнообразными методами и техниками ЭФП (интервью, самоотчеты и др.). Все они направлены на раскрытие субъективных аспектов человеческого опыта, на достижение возможно более ясного и точного описания тех структур сознания, в которых отражается опыт человеческого бытия. Рассматриваются также и частные, но немаловажные для исследователя вопросы подбора испытуемых, получения, анализа и обработки данных и др. Прикладные возможности ЭФП демонстрируются на примере конкретного исследования переживаний людей, ставших жертвами преступных действий.

Во втором разделе книги анализируется ряд классических психологических проблем. Объяснительные возможности ЭФП, с одной стороны, и научной психологии, с другой, сопоставляются здесь на материале особенностей формирования у человека образа своего «физического Я» (гл. 4), специфических искажений восприятия, порождаемых технократической культурой современной эпохи (гл. 5), а также на примере мнемических процессов и обучения (гл. 6).

Третий раздел книги объединяет анализ трех областей, рассматриваемых в традиционной психологии, как правило, относительно самостоятельно. Речь идет о психическом развитии ребенка (гл. 7), эмоциональной сфере человека (гл. 8) и социально-психологической проблематике (гл.9). Так, например, подробно останавливаясь на специфике ЭФП в исследовании детского развития, М. Бриод утверждает, в частности, приоритетное значение биографического метода, доказывает искусственность разделения процесса психического развития на отдельные возрастные стадии и периоды, а самой психики — на когнитивную, мотивационную и другие сферы. Автор подчеркивает необходимость анализа «текучего» опыта восприятия и переживания ребенка в его целостности и иллюстрирует

 

165

 

данное положение на примере отношения детей к прошлому, настоящему и будущему.

В восьмой главе В. Фишер предлагает читателям обзор достаточно многочисленных исследований феномена тревожности, выполненных в русле ЭФП. Эмоциональные явления предстают здесь в качестве уникальных по своему значению средств осознания человеком содержания своего собственного Я. Особый интерес представляют также конкретные примеры анализа самоотчетов людей, испытывающих тревогу.

Четвертый раздел (гл. 10—12) посвящен проблемам клинической психологии и психотерапии. Это, бесспорно, наиболее впечатляющий раздел, где возможности ЭФП применительно к анализу личности раскрываются в качестве необходимого дополнения к известным методам исследования личностной сферы. Это ярко показано на примере изучения нарушенного поведения, феноменологический анализ которого позволяет найти смысл там, где, с обычной точки зрения, присутствует только алогичность и бессмыслица. Возможности ЭФП в психотерапии базируются на особых приемах понимающего и эмпатического общения с клиентом или больным, на организации «корректирующего эмоционального опыта», позволяющего человеку увидеть себя и свою жизнь в позитивном свете.

Нельзя не согласиться с авторами книги в том, что пятый раздел монографии (гл. 13—15) затрагивает вопросы индивидуального бытия, столь же важные для человека, сколь и упорно игнорируемые ведущими направлениями научной психологии. К примеру, проблема «трансформации потребностей и аффектов» (гнева, боли, либидо и др.) рассматривается с позиций единства психологических и телесных проявлений субъективного опыта человека. Фактически здесь предпринимаются попытки найти эффективные способы овладения человеком собственными «страстями». Уникальным для психологической литературы является и анализ феномена «прощения» одним человеком другого (гл. 14). С помощью метода «феноменологического диалога» авторы прослеживают динамику переживаний человека от первоначального чувства обиды и гнева до полного разрешения внутреннего конфликта и прощения. Эстетическое сознание рассматривается авторами (гл. 15) как глубоко личная способность человека постигать мир через слияние с ним и установление гармонического единства.

Заключительные главы книги посвящены так называемой трансперсональной психологии, в рамках которой анализируются такие феномены и процессы, как медитация, особые состояния сознания, эффекты сенсорной изоляции, психотические состояния, сверхконцентрация сознания и мистический опыт, состояние транса, деперсонализация, ощущение приближающейся смерти и ряд других, столь же малоисследованных явлений. Даже упоминание о многих из перечисленных выше феноменов отсутствует в психологических энциклопедиях, словарях и другой литературе. Однако нигилистическое отношение к такого рода опыту со стороны научной психологии в последнее время стало заметно меняться, уступая место попыткам анализа и изучения. Прослеживая истоки и этапы развития трансперсональной психологии на Западе (гл. 16), Р. Волли отводит ей в современном психологическом знании роль «четвертой силы», прямо связанной с гуманистической психологией («третьей силой»). По мнению автора, разделяемому сегодня широким кругом зарубежных психологов, трансцендентный опыт должен занять свое законное место наряду с изучением поведения, познания и аффекта.

Наконец, в шестом разделе книги излагаются основные принципы и методы трансперсональной психотерапии, приводятся примеры анализа конкретных проблем.

Нет, по-видимому, необходимости говорить о спорном характере многих положений, разрабатываемых представителями ЭФП. Однако не может не привлекать их стремление придать современной психологии подлинно гуманистическую направленность, преодолеть редукционизм узкорационалистического, объективистского взгляда на природу и сущность человеческой психики. Свой обстоятельный и весьма объемный труд авторы предназначили для психологов разных отраслей, а также студентов. Несомненно также, что для специалистов значительный интерес представит демонстрация конкретных методических средств и техник экзистенциально-феноменологического анализа.

 

Г.В. Бурменская

Москва